АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
(10.12.1937, Москва- 27.02. 2004, Вена, захоронен в Москве)
   филолог, литературовед, культуролог, философ, переводчик. Академик РАН (с 2003); председатель Российского Библейского об-ва (с 1990), лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации. Окончил классическое отд. филологического ф-та МГУ (1961), затем аспирантуру этого ф-та. С 1969 по 1997 г. работал в Ин-те мировой литературы АН СССР (РАН) научным сотрудником, зав. сектором античной литературы; одновременно читал лекции по истории христианской культуры и истории Византии в МГУ; с 1991 г. - зав. отд. христианской культуры Ин-та истории мировой культуры при МГУ. С 1997 г. преподавал славистику в Венском ун-те. Совмещая постоянный интерес к тексту и истории с глубокой аналитичностью, исследовал различные пласты европейской культуры от античности до современности, и прежде всего истории христианской культуры; постоянно обращался также к истории рус. культуры. Он выдвинул и обосновал ряд оригинальных и плодотворных теоретических и историко-культурологических идей и обобщений. Среди исследований по теории и истории культуры - книги: «Плутарх и античная биография» (1973), «Поэтика ранневизан-тийской литературы» (1977,1997), «От берегов Босфора до берегов Евфрата. Литературное творчество сирийцев, коптов и арамеев» (1987, 1994); первая книга - расширенный вариант кандидатской, а вторая - докторской диссертации, защищенной в 1977 г. В работах по рус. культуре исследовал своеобразие духовного типа рус. цивилизации, наследующей традиции византийской культуры. В числе переводов А. были псалмы и «Книга Иова» из Библии, соч. Иоанна Дамаскина, Фомы Аквинского, диалог Платона «Тимей» и др. Постоянное внимание А. уделял философии религии и истории религии. Эта проблематика рассматривается в обширных циклах статей, опубликованных в энциклопедиях и др. справочных изданиях, прежде всего в «Философской энциклопедии» (Т. 3–5. М., 1964–1970), «Философском энциклопедическом словаре» (1982) и в «Новой философской энциклопедии» (Т. 1–4. М., 2000–2001). В этот цикл входят статьи: «Новый Завет», «Откровение», «Патристика», «Православие», «Протестантизм», «Теизм», «Теодицея», «Теократия», «Теология», «Христианство», «Эсхатология» и др., позднее собранные и опубликованные в кн. «Религия и культура» (1991). Сюда же примыкают кн. «Религия и литература» (1981), Послесловие к публикации работы М. М. Бахтина «К философии поступка» (ежегодник «Философия науки и техники», 1986), статьи и аналитические обзоры: «Наша философия: восточная патристика IV–XI вв.», «Христианство в XX в.: мировоззренческий стиль», «София» и др. в кн. «София - Логос» (1999). Особое место в этом массиве произв. занимает концептуальная статья «Вера», в к-рой дается обстоятельная трактовка содержания и исторической эволюции этого понятия. А. исходит из того, что вера есть центральная мировоззренческая позиция многих религиозных учений и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов) о природе Божества и о том, что есть благо и зло для человека, и необходимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям; во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях; в-третьих, личную верность Богу, на «служение» к-рому верующий отдает себя. В ходе развития богословской и философской мысли оформились три осн. позиции относительно взаимоотношения религии (богословия) и философии: либо догматы веры предлагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений (максима Августина и Ансельма Кентерберий-ского «Верую, чтобы понимать»), либо предпринимаются попытки умозрительно обосновать их, переводя на язык философских конструкций и нередко рационалистически переосмысляя их (максима П. Абеляра «Понимаю, чтобы веровать»), либо декларируется несовместимость веры с человеческим разумом (максима «Верю, ибо абсурдно», приписываемая Тертуллиану). Вторая позиция приводит к поглощению богословия философией, третья - к разрыву между богословием и философией. Поэтому официальные доктрины осн. христианских конфессий обычно исходили из первой позиции. По мнению А., при всей важности для религиозного мировосприятия понятия веры все же нельзя отождествлять религиозность и веру. Религии типа греко-римского и индуистского язычества не знают понятия веры как внутреннего состояния и требуют от человека соблюдения ритуальных и традиционно моральных предписаний и запретов; напротив, в иудаизме и христианстве понятие веры почти совпадает с понятием религии. В истории философии неоднократно предпринимались попытки переосмысления сформировавшегося в нач. первого тысячелетия понимания содержания и статуса понятия веры. Так, в философии Канта позиция веры переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически не доказуемо, но необходимо для обоснования морального императива. В XX столетии широкое распространение получает понимание веры, лишенное «догматически сформулированного предмета», оно, как правило, вводится и обосновывается не религиозной философией, напр. нек-рыми течениями экзистенциализма; такое понимание может использоваться и в межконфессиональной полемике, напр. иудаизма с христианством и традиционных христианских конфессий с протестантизмом (Вера // Новая философская энциклопедия. М., 2000. Т. 1).
   С о ч.: Проблема литературной теории Византии и латинского средневековья. М., 1986; Попытка объясниться: Беседы о культуре. М., 1988; Поэты. М., 1996; Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996; Стихи духовные. Киев, 2001.
   Л и т.: Гальцева Р. А. Опыт словарной статьи о Сергее Аве-ринцеве // Лит. учеба. 1997. № 5–6; Роднянстя И. Б. Говоря не научно… // Новый мир. 1997. № 9; Гаспаров М. Л. Из разговоров с С. С. Аверинцевым // Новое лит. обозрение. 1997. № 27; Сергей Аверинцев / Сост. Р. А. Гальцева. М., 2004; Судакова О. А. Слово Аверинцева // Континент. 2004. № 119; Чистяков Г. В. ОС.С. Аверинцеве // Вестник Европы. 2004. № 11; Бибихин В. В. Сергей Аверинцев // Теология и история. М., 2004.
   В. И. Кураев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич" в других словарях:

  • Аверинцев Сергей Сергеевич — Аверинцев, Сергей Сергеевич Род деятельности: филолог, переводчик, лектор Дата рождения: 10 декабря 1937 Место рождения …   Википедия

  • АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич — (р. 1937) российский филолог, культуролог, член корреспондент РАН (1991; член корреспондент АН СССР с 1987). Исследует и переводит произведения позднеантичной, раннехристианской и средневековой литературы средиземноморского региона (в т. ч.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич — (р. 1937) литературовед, культуролог, философ. В 1961 окончил филологический факультет МГУ; доктор филологических наук. А. более 20 лет работал в Ин те мировой литературы АН СССР, в течение ряда лет являлся зав. отделением антич. литературы. С… …   Философская энциклопедия

  • Аверинцев, Сергей Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аверинцев. В данной статье имеется список источников или вн …   Википедия

  • Аверинцев Сергей Сергеевич — (р. 1937), филолог, культуролог, член корреспондент РАН (1987). Исследует и переводит произведения позднеантичной, раннехристианской и средневековой литературы средиземноморского региона (в том числе византийской, латинской и сирийской). Труды по …   Энциклопедический словарь

  • Аверинцев, Сергей Сергеевич — Академик РАН, заведующий отделом Института мировой литературы им. М. Горького (ИМЛИ) с 1988 г.; родился 10 декабря 1937 г. в г. Москве; окончил филологический факультет МГУ в 1961 г., доктор филологических наук, профессор; в 1965 г. научный… …   Большая биографическая энциклопедия

  • АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич — (р. 10.12.1937, Москва), литературовед, историк культуры, поэт. Чл. корр. РАН (чл. корр. АН СССР с 1987); д р филол. наук (1981). Сын биолога С. В. Аверин цева. Окончил отделение классич. филологии МГУ (1961). В 1969 92 работал в Ин те мировой… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Сергей Сергеевич Аверинцев — Аверинцев, Сергей Сергеевич Род деятельности: филолог, переводчик, лектор Дата рождения: 10 декабря 1937 Место рождения …   Википедия

  • Аверинцев Сергей — Аверинцев, Сергей Сергеевич Род деятельности: филолог, переводчик, лектор Дата рождения: 10 декабря 1937 Место рождения …   Википедия

  • Аверинцев, Сергей — Сергеевич Род деятельности: филолог, переводчик, лектор Дата рождения: 10 декабря 1937 Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»